Новодворский сад
231983, Гродненская обл., Аг. Новый двор, ул. 1 Мая, 10а, тел. 8-01513-22167

Мы развиваемся

Экологическое воспитание человека начинается с раннего детства. Чем раньше познакомиться маленький человек с удивительным миром природы, тем сильнее будет желание оберегать все живое и растущее.
В нашем дошкольном учреждении с 1994 года закладывается фундамент экологического образования дошкольников и взрослых. В это же время была основана экологическая тропа «Мой родны кут» которая проходила за территорией детского сада.
Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста невозможно без общения ребенка с природой. Именно она делает его любознательным, возвышенною и добрым.
Экологическое просвещение только в том случае окажет заметное воздействие на ребенка, если охватит его эмоциональную сферу.
Эффективность формирования основ экологической культуры дошкольников во многом зависит от правильного выбора методов и форм экологического образования. В своей работе мы используем: занятия, экологические игры (дидактические, ролевые, подвижные), наблюдения, опыты и эксперименты, игровые обучающие ситуации, экскурсии, экологические выставки, акции, развлечения .
Одним из оптимальных методов, способствующих развитию познавательных навыков, критического мышления, умение экспериментировать, синтезировать и самостоятельно конструировать свои знания коммуникативных навыков, умения ориентироваться в пространстве, считается метод проектов который мы широко используем экологическом воспитании дошкольников. Специфика метода проекта заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром. Педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на естественный опыт ребенка. Можно сказать, что, работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира. Экологический проект, прежде всего это решение задач экологического образования в процессе исследования.
Наиболее удачными и интересными были проекты: «Птушыная сталоўка», «Экалагічная лыжня» в рамках которых была организована работ с детьми, педагогами и родителями. Проекты «Птушка года», «Экалагічная сцежка дашкольнай установы адукацыі» “Чароўная кропелька”, “Мои сочные краски” .
Начиная с сентября месяца и заканчивая августом, мы на протяжении всего учебного года стараемся строить работу по экологическому образованию по всем её направлениям (режимные моменты), учитывая сезонность года и наличие определенной среды для осуществления экологического воспитания детей дошкольного возраста. Элементы, составляющие эколого-развивающую среду в нашем дошкольном учреждении, можно объединить в две группы.
Первая группа – это элементы, созданные в помещении; вторая – элементы эколого-развивающей среды на территории детского сада.
В детском саду на протяжении многих лет функционирует экологическая комната, задача которой является приобщение ребенка к миру природу, формирования экологического мировоззрения, а в групповых помещениях созданы уголки природы и мини лаборатории.
Экологическая комната - излюбленное место наших воспитанников, где они с большим удовольствием ухаживают за растениями. Здесь же расположена мини-лаборатория, библиотека.
Для реализации задач экологического образования детей мы организуем следующие виды деятельности:
• - занятия;
• - игровая деятельность, сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;
• - трудовая и практическая деятельность по созданию условий для живых объектов в зеленой зоне;
• - художественно-творческая деятельность, создание изопродукции на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;
• - познавательно - практическая деятельность — экспериментирование;
• - самостоятельная познавательная деятельность — наблюдение;
• - речевая деятельность;
• - природоохранительная деятельность;
• - комплексная деятельность - контакт с объектами растительного и животного мира, общение с природой, оценочные суждения, любование.
В зимнем саду размещены разнообразные растения, где дается возможность детям круглый год наблюдать и ухаживать за ними. Экологическая комната широко используется для проведения занятий сезонной площадки, созданной с целью педагогической поддержки детей от года до трех лет, не посещающих наше дошкольное учреждение. Вот именно с этого возраста дети вовлекаются в первый этап экологического марафона который продолжается на протяжении пребывания ребёнка в детском саду, работа с ним в первом классе (1 класс на базе дошкольного учреждения) и самые глубокие знания в этом направлении ребёнок получает переступив порог школы, именно так осуществляется преемственность с государственным учреждением образования «Новодворская средняя школа Свислочского района».
На территории детского сада есть уголки смешанного леса, сада, огорода, клумбы, искусственного водоёма, что позволяет нам использовать данные объекты для экологической тропы. Экологическая тропа — это учебный, специально оборудованный маршрут в природу, охватывающий в себя интересные для наблюдения и исследования природные объекты. Основное ее назначение — создание оптимальных условий для воспитания и формирования высокой экологической культуры поведения в природной среде.

Объекты экологической тропы дают большие возможности для их практического исследования (сенсорное развитие), проведения систематических наблюдений (развитие внимания, мышления), игр, трудовой деятельности, экологических праздников (эмоциональное развитие) в течение всего учебного года. Летний оздоровительный период наиболее благоприятный для формирования у детей чувства близости к природе, сопереживания всему живому. Для более продуктивного использования экологической тропы нами был составлен паспорт. Куда вошли: карта-схема маршрута экологической тропы для детей и педагогов; план-схема маршрута по заданным точкам, описание точек маршрута. Начиная с ранней весны и до поздней осени для проведения наблюдений, простейших опытов, трудовой деятельности активно используется сад и огород. Сначала это проек «Огород на окне».
Затем это станция экологической тропа учреждения образования» «Огород». На которой находятся грядки для овощных культур. Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе мы стараемся включать ребят в посильную для их возраста практическую деятельность – создавать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. Здесь ребята могут посадить и понаблюдать за ростом своего урожая (картофеля, лука, укропа, гороха и др.), но чтобы он вырос и дал свои плоды, для этого необходимо за ним ухаживать: поливать, полоть, рыхлить.
Силами ребят родителей и педагогов собран и оформлен гербарий лекарственных, полевых и луговых растений, коллекция семян и плодов.
Без участия родителей невозможно осуществлять экологическое воспитание дошкольников. В своей деятельности мы стараемся активно приобщать родителей к экологическому воспитанию детей. Традиционным стало проведение праздника Сороки (Жавароначкі прыляціце).
Все мы, хорошо понимая экологические проблемы, стараемся активно участвовать в пропаганде идей бережного отношения к природным ресурсам, с этой целью мы проводим экологические акции: «Очистим планету!», «Поможем братьям нашим меньшим!», «Покормите птиц!», акция к международному дню Земли «Пусть садик наш цветет и зеленеет», и др.
При проведении акции «Покормите птиц» осуществляется проект «, полевых и луговыхушыная сталоўка» дети вместе с папами мастерили кормушки для птиц. Экспонаты показали, какая богатая фантазия и умелые руки у наших детей и их родителей.
Родители групп участвуют в выставках поделок из природного материала, а также в благоустройстве и озеленении территории дошкольного учреждения.
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой.
Своим опытом работы в экологическом направлении мы с удовольствием делимся с коллегами детских садов на днях открытых дверей, семинарах для руководителей, воспитателей.
Транслировала опыт в «Настаўніцкай газеце» (Статья «У сэрцы Белавежскай пушчы», за 24.09.2015, №114), в «Свислочской газете» (Статья «Сучасныя формы выхавання дзяцей дашкольнага ўзросту» ,за 28.10.2015, №85).
Но, ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Мы стараемся обращать внимание детей на красоту природы, наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво).
Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.
Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту…
Заведующий Якута И.С.

Проектный метод – важная составляющая комплекса
педагогических технологий

Метод проектов (проектный) возник в 1920-х гг. в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи. Он предлагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом.
Развитие метод получил в работах В. Килпатрика, Э. Коллингса. Определяя программу школы, работающей по методу проектов, В. Кил-патрик писал: «Программа есть ряд опытов, связанных между собой таким образом, что сведения, приобретенные от одного опыта, служат развитию и обогащению целого потока других опытов». Он считал, что только деятельность, связанная с окружающей ребенка реальностью, соответствует детским интересам. В. Килпатрик предлагал строить обучение на основе расширения и обогащения индивидуального жизненного опыта учащихся.
Анализируя опыт зарубежной педагогики, Е.Г. Кагаров в 1926 г. Писал: «Что такое метод проектов?» термин этот употребляют в американской литературе в различных, нередко самых противоречивых значениях. Наиболее широкое определение этого понятия имеет следующий вид: проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» (определение В. Килпатрика).
Е.Г. Кагаров выделял четыре отличительные черты проектного метода:
- исходным пунктом обучения служат детские интересы сегодняшнего дня;
- школьные проекты как бы копируют различные стороны бытия;
- дети сами себе намечают программу занятий и интенсивно ее выполняют;
- проект есть слияние теории и практики: постановка умственных задач и их выполнение.
За рубежом проектный метод активно и успешно развивался в США, Великобритании, Бельгии, Германии, Италии и других странах. Не обошли вниманием этот метод и специалисты дошкольного воспитания. Как в 1950-е гг., так и сейчас, в садах Монтесори на Западе работа с дошкольниками планируется с учетом индивидуальности каждого и интересов всех. Дети составляют планы на день, на неделю, обсуждают их вместе с педагогами и воспитателями, принимают участие в планировании задач на месяц. Дошкольники работают над разными проектами, например: «Мир растений». «Мир животных», «Окружающая среда». Обсуждение и последующая реализация проекта повышает самооценку и ответственность детей.
В форме проектов, например, организована работа с дошкольниками в детских садах г. Реджио Эмилия в Италии.Развивая педагогические идеи Л. Малагуцци, воспитатели относятся к ребенку как к субъекту, вступающему в отношения с другими субъектами. При планировании работы принимаются во внимание возможности самообучения (они складываются из контактов педагога с детьми и детей между собой), связи педагогов и родителей, контекст пространства, а также распорядок дня. Дети размышляют, как устроить концерт в парке, почему нужно обливаться холодной водой, как можно сделать радугу, какие бывают тени, как растет лист, как измерить время, наблюдают за явлениями природы, поведением животных.
Одни проекты длятся короткое время (несколько часов, день, неделю), другие занимают месяцы или целый год. Идеи приходят из случайных замечаний. Происшествий, вызвавших у детей интерес. Например, проект, родившийся из рассказа ребенка о желтых ромашках, увиденных у бабушки в деревне, был посвящен изучению жизни цветов. В одной комнате работают до пяти групп по 2-4 человека. Не обязательно, чтобы все были заняты одним и тем же проектом. Воспитатели следят за тем, чтобы все дети поучаствовали в разных видах деятельности. Продолжительность реализации тематического проекта зависит от степени заинтересованности в нем большинства детей в группе. Степень заинтересованности определяется воспитателем.
Организация тематических занятий и общих проектов наиболее подходит для детей от 4 лет и старше.
Темы проектов могут быть самыми различными, главное их условие – интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению. Воспитатель, который прислушивается к детям, знает что их интересует, найдет много тем для проектов. Не произошло ли в детском саду или в местном сообществе события, которым
заинтересовалась вся группа? Не родился ли в семье кого-либо из детей маленький братик или сестренка? Не приехал ли в город цирк?
ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА КАК ЧАСТЬ
ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГОВ УДО
Работа УДО в режиме развития позволяет удовлетворить его потребность в инновациях, которая возникает при решении какой-либо проблемы.
Изменения в развивающемся дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируются участниками образовательного процесса, что требует от педагогов определенных управленческих способностей, в том числе проектировочных умений.
Психолого-педагогическое проектирование касается образовательных процессов в рамках определенного возрастного интервала (в данном случае дошкольного): обучения (освоения способов деятельности); формирования (освоения совершенной формы действия); воспитания (взросления и социализации).
Психолого-педагогические задачи решаются методом проектов, который составляет основу проектного обучения, развития и воспитания дошкольников. Однако для успешной проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе требуются серьезная подготовка педагогов к организации проектирования, дидактическое методическое и материально-техническое обеспечение. Поэтому были разработаны рекомендации «Методическая работа в рамках проектной деятельности»
Цель рекомендаций – развитие проектной культуры в образовательном процессе. Применение данных методических рекомендаций способствовало созданию проектов УДО
Проектирование требует от педагогов поиска инновационных средств. Методов и приемов, предполагает наличие деятельностно-процессуального подхода к реализации проектов
Социально-педагогическое проектирование связано с образовательным учреждением и образовательной средой, в которых реализуются процессы обучения, формирования и воспитания. Потребность в социально-педагогическом проектировании возникает, когда осознается необходимость перехода от существующей к прогностической модели образовательной системы.
При повышающейся активности совместной творческой деятельности в проблемных ситуациях в образовательном учреждении требуется проектное управление, которое влияет на профессионализм педагогов в межаттестационный период. При таком управлении изменяется жизнедеятельность дошкольного учреждения. На каждом этапе реализации проекта от педагога требуются определенные умения, способствующие повышению профессионализма.
Результатом проектного управления являются:
- познание себя и ориентация на ценности саморазвития;
- качественное изменение отношений в коллективе (как взрослом, так и детском);
- стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь;
- снятие в коллективе конфликтности и раздражительности;
- управление технологическим процессом в зависимости от профессионального уровня коллектива. Следовательно, управленческая деятельность по развитию проектной культуры в образовательном процессе способствует сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями. Проектное управление качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников ДОУ.
Технология проектирования в УДО
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая: каждый ответ педагогов на детский вопрос рождает новые вопросы.
Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.
Для закрепления полученных знаний, умений и навыков широко используются комплексные тематические занятия. Однако, взаимосвязь между разделами программы не дает такой результативности в развитии познавательных творческих способностей детей и их коммуникативных навыков, как взаимопроникновение этих разделов друг в друга, или, иначе говоря, их интеграция.
Особый интерес представляет интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определенная проблема.
Работа педагога с группой детей – это рассмотрение возникающих проблем, когда формируется и развивается способность ребенка самостоятельно решать их.
Развивая у ребенка потребность, получать знания о природе, о себе как о представителе человеческого рода, а людях, живущих на земле, о разнообразной деятельности и ее продуктах, педагог тем самым помогает воспитаннику строить свой жизненный мир.
Решая различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить.
Как показывает результаты психологических исследований, в процессе решения проблем дошкольники передают опыт сверстникам, подражают взрослым. Образец креативного поведения взрослого в нерегламентированной ситуации способствует формированию и проявлению творчества ребенка.
В развивающем пространстве детского сада дети создают игры, придумывают загадки, моделируют костюмы, сочиняют музыкальные произведения. Накапливая творческий опыт, они при поддержке взрослых могут стать авторами исследовательских, творческих, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов.
В проектной деятельности ребенок. По утверждению специалистов. Сталкиваются с необходимостью проявлять свою «самость», особенно когда необходимо:
- заявить свои цели, озвучить представления о себе, отстоять свою позицию в дискуссии с партнерами (детьми и взрослыми);
- открыто и четко сказать о своих трудностях, найти их причины, в том числе и в себе;
- согласовывать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.
Проектный метод направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.
Проектный метод в работе с детьми дошкольного возраста
Педагогические исследования показывают, что главная проблема образования – потеря живости, притягательности процесса познания. В последние годы увеличилось число дошкольников, не желающих идти в школу; успеваемость детей падает, снизилась положительная мотивация к занятиям. Как поправить ситуацию?
Специалисты осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности.
Взрослые должны не только уделять внимание формирование ЗУН дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых. Способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию является психология проектирования.
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных. Социально-политических.
Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т.е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя.
Переход учреждений дошкольного образования на проектный метод деятельности. Как правило, осуществляется по следующим этапа.
• Занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.
• Комплексные тематические занятия.
• Интеграция: (взаимопроникновение разделов программы друг в друга).
• Метод проектов.
Основной целью проектного метода в УДО является развитие свободной
творческой личности ребенка.
Метод проектов – можно представить как, способ организации педагогического процесса, основанными на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
В основе проектирования лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение – это напряжение мысли, фантазия, творчество в условиях неопределенности.
Технология проектирования требует от педагога терпения любви к ребенку, веры в его возможности. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений, и в тоже время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстроить из частей целое. Т.о проектирование является одним из средств интеллектуального социального творческого саморазвития всех субъектов образования.
Метод проектов возник 1920 г. В США и связан с развитием гуманистических направлениях в философии и образовании, начало положил американский педагог Д.Ж. Дьюн он предполагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом.
Как в 1950 г. Так и сейчас, в садах Монтессори работа с дошкольниками планируется с учетом индивидуальности каждого и интересов с учетом индивидуальности каждого и интересов всех. Дети составляют план на день, на неделю, обсуждают их с педагогами и воспитателями, принимают участие в
12
планировании задач на месяц. Обсуждение и последующая реализация проекта повышает самооценку и ответственность детей.
В форме проектов организована работа с дошкольниками в детских садах г. Реджено в Италии. Воспитатели относятся к ребенку как к субъекту, вступающему в отношения с другими субъектами. При планировании принимаются во внимание возможности самообучения, связи педагогов и родителей, контекст пространства, а так же распорядок дня.
Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить основные этапы:
Целеполагание – педагог помогает ребенку выбрать наиболее активную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
Разработка проекта – план деятельности по достижению цели.
Выполнение проекта – практическая часть.
Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
Работа над проектом включает деятельность педагога и детей.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:
1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
- к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
- с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов. В настоящее время проекты классифицируются:
А) по составу участников;
Б) по целевой установке;
В) по тематике;
Г) по срокам реализации.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:
1. исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2. ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по своему поставленные проблемы);
3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляют работу детей, организуя отдельные этапы проекта.
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий – 1 – 2 – неделю), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество А.С. Пушкина» - на учебный год).
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
1) обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2) развитие познавательных способностей;
3) развитие творческого воображения;
4) развитие творческого мышления;
5) развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты),
В старшем дошкольном возрасте – это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:
ТИПЫ ПРОЕКТОВ В УДО
Типы проектов отличаются разнообразием. В. Килпатрик, например, называет четыре вида: созидательный (производительный), потребительский, решение проблемы (интеллектуальных затруднений) и проект-упражнение.
Еще в начале ХХ в. Профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил следующую классификацию учебных проектов:
- «игровые» - детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
- «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
- «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной. Вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;
- «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, приготовленного школьного завтрака, устройство клумб.
К концу ХХ в. Получили развитие новые виды проектов. Е. Полат (1999) характеризует проекты в соответствии с их типологическими признаками: количеством участников, доминирующим методом, характером контактов, способом координации, продолжительностью.
Ориентируясь на эти признаки, автор предлагает свой вариант типологии проектов, актуальных для дошкольного образования.
1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности.
3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ. В контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).
5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный).
Исследовательские проекты
По мнению Е. Полат, они требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата. В последние годы исследовательские проекты активно завоевывают пространство общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования и все больше интересуют специалистов УДО.
Информационные проекты
Цели: собрать информацию о каком-то объекте, явлении, а потом ознакомить с ней участников, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты.
Структура информационного проекта: получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация.
Творческие проекты
Они не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается, и далее развивается, подчиняясь конечному результату, интересам участников проекта. Воспитатели и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, драматизация, праздник, оформление интерьера). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария фильма, программы концерта.
Творческие проекты разнообразны, как и виды художественно-продуктивной деятельности, осваиваемые детьми. По содержанию они отражают взаимоотношения: ребенок – семья; ребенок – природа; ребенок – рукотворный мир; ребенок – общество и его культурные ценности.
Можно классифицировать творческие проекты по преобладающему мотиву (выражение субъективного отношения, доставления радости, оказание помощи, совместное творчество или деятельность); по доминирующему виду творчества (игровое, изобразительное, конструктивное, художественно-речевое, художественно-оформительское, театральное, музыкальное); по форме представления результата (панно, конструкция, спектакль, декорация, мультфильм, концерт, праздник, презентация).
Для примера приведен фрагмент «сочинения» дошкольниками музыки к придуманному ранее тексту сказки. Поначалу мелодия не складывалась, пришлось додумывать и изменять саму сказку.
Решили заодно нарисовать к ней иллюстрации. Коллективное творчество принесло свои плоды.
Игровые (приключенческие) проекты
Структура игровых проектов только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях.
Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.
Практико-ориентированные проекты
Их отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Практико-ориентированный проект требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка усилий, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта)
Открытые проекты
Наиболее распространено проектирование внутри одной возрастной группы. Педагоги и дети не испытывают трудности, поскольку хорошо знают творческие возможности и социальные качества друг друга; имеют представление о предметно-пространственной среде группы. Однако замыкаться в своем коллективе не следует. Контакты с другой возрастной группой необходимы ребенку для его социального развития, расширения сферы общения. Участие в совместном проекте с
другой группой обогащает детей новыми впечатлениями, позволяет пережить новые эмоции, завоевать симпатии у окружающих людей. Аналогичный процесс происходит и в смешанной по возрасту группе. Младшие дошкольники в таких условиях получают возможность осваивать окружающий мир при участии старших, а старшие дети приобретают опыт социально одобряемого взрослыми поведения.
Более трудны в организации контакты и проекты внутри ДОУ (например, «День смеха», «Неделя сказки»). Они требуют высокого уровня развития управленческих (творческих, организаторских) умений у педагогов, поскольку обходимо определить актуальную проблему, продумать условия и фолрму детских или детско-взрослых проектов.
Наиболее сложны открытые проекты, реализующиеся в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями. Но именно они дают высокий результат в развитии ребенка, расширяя пространство его жизнедеятельности.
Индивидуальные и коллективные проекты
Индивидуальный проект. Выполняется автономно, предназначен для обогащения культурного опыта ребенка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы (сочинение и иллюстрирование сказки). Ценность индивидуального проектирования неоспорима, поскольку ребенок учится проявлять инициативу, переживать ошибки и достижения, демонстрирует способности.
Однако дети в душе коллективисты, они хотят взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Существенной чертой психологической характеристики любого человека является умение участвовать в коллективной деятельности, совместно находить пути решения задач. Формированию у дошкольников устойчивых навыков коллективного сотрудничества способствует постоянное и целенаправленное приобщение детей к созданию общих работ. Дети учатся объединяться в подгруппы, вместе обсуждать пути осуществления замысла, поэтапно планировать и согласовывать свои действия, распределять между собой обязанности и задания, помогать друг другу, беспокоиться о качестве не только своей части работы, но и всей в целом.
Опыт коллективного творчества приобретается на фоне совместных положительных эмоциональных переживаний, способствующих развитию дружеских взаимоотношений между детьми.
Дети чувствуют себя несчастными, когда они вне коллектива. Поэтому для детского развития необходимы парный, групповой, фронтальный проекты.
Парный проект. Осуществляется парой (парами) участников. Дети приобретают навыки сотрудничества, учатся действовать вместе на одном пространстве, решают общую проблему, выбирают адекватные способы решения.
Групповой проект. Осуществляется группой участников (от 3 до 10-12 чел.).
Фронтальный (коллективный) проект. Выполняется всем коллективом.
Краткосрочные проекты. Направлены на решение небольшой проблемы или части более крупной. Они могут быть реализованы на одном или нескольких специально организованных занятиях, в рамках совместной со взрослыми или
самостоятельной детской деятельности (исследование свойств льда; изучение деятельности художника в мастерской).
Проекты средней продолжительности. Рассчитаны на решение проблемы в течение нескольких дней, недель (подготовка к празднику), путешествию; сочинение и постановка сказки).
Долгосрочные проекты (от одного до нескольких месяцев). Решают крупную проблему, для преодоления которой требуются усилия и достаточное время (например, исследование своей родословной).
счетчик посещений

Календарь

«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 

Опрос

Полноценное развитие детей - это
Полная семья
Материальное обеспечение
Хорошее питание
Благоприятные условия жизни
Хорошие друзья
Доброжелательные родственники
Другое

Облако тэгов

2017 - Год науки Гродненский областной ИК Свислочский районный ИК Гродненский областной ИРО Парк активного отдыха Коробчицкий олимп Туристическая привлекательность Гродненщины Послание Президента белорусскому народу и Национальному собранию Календарь событий 2016 года Cобытия 2016 года Фотопроект Вчера и сегодня Приглашаем в спортивные залы V Всебелорусское народное собрание Легенды Гродзеншчыны Августовский канал приглашает Велодвижение Память о Великой победе Детский правовой сайт Сайт МО физиков Свислочского района Безвизовый въезд Гродно Сетевое взаимодействие педагогов 1 ступени Свислоччины